Фантастические сайты и где они обитают?

01.08.2017 6280
Поделиться
Класснуть

Фантастические сайты и где они обитают?

На самом деле речь пойдет обо всех сайтах, а не только «фантастических», хотя, будем откровенны, сам факт существования сайтов и доступ к ним из любой точки мира, где есть хоть какая-то связь – уже фантастика. Мы привыкли к тому, что введенный нами «адрес сайта» однозначно приведет нас туда, куда мы хотим попасть, и не задумываемся над процессом. Но давайте обо всем по порядку.

    

Что такое сайт и что такое его доменное имя?

Странный вопрос, скажет читатель: сайт (site) – это такое место (как, собственно, и переводится «site») в Интернете, где содержится определенная информация, которую я могу получить, набрав его доменное имя — например, http://2ip.ru.

Современные браузеры немного упрощают процесс ввода адреса сайта: http:// (или https://) и www чаще всего набирать уже не нужно — браузер подставит их сам.

На самом деле… Извините, мы будем часто использовать эту фразу, потому что то, как действительно «работает Интернет», и то, что мы видим на экране своего компьютера — на самом деле разные вещи, и наш экран — лишь отражение глубинных и сложных процессов, в которых задействованы миллионы компьютеров, людей, километров кабелей и прочего, физической и программной составляющей Всемирной Сети.

Так вот, на самом деле браузер не понимает ни кириллицы (относительно недавно появилась возможность задавать доменные имена сайтов кириллицей), ни латиницы. Браузер понимает только цифровой адрес, как например, 178.63.151.224. Это так называемый IP-адрес, то есть, «порядковый номер» компьютера, узла, устройства в Интернете, между которыми, собственно, и осуществляется связь.

IP-адрес в Интернете есть у всего: например, у вас — его можно посмотреть вот здесь https://2ip.ru/. Или у сайта 2ip.ru, который вы сейчас просматриваете — это можно посмотреть вот тут: https://2ip.ru/lookup/

Каждый IP-адрес в Сети — уникален (за исключением того случая, когда провайдер раздает обычным пользователям локальные адреса внутри своей сети, выводя из в Глобальную сеть под одним IP-адресом. Подробнее об этом написано в статье «IP-адреса: динамика против статики»), и поэтому вы попадаете именно на тот сайт, который хотели, а не куда-то в другое место.

Почему же тогда мы пишем доменные имена буквами — ведь можно набрать цифры?

Можно. Но IP-адрес состоит из четырех чисел в диапазоне от 0 до 255, что намного сложнее нашего телефонного номера, например. Много ли вы помните телефонных номеров на память? Пять? Десять? Я вот, например, даже свои три номера запоминаю долго и с трудом. А количество сайтов, которыми мы пользуемся — гораздо больше десяти, да и идентификация, запоминание их по цифровым номерам – процесс практически нереальный.

Что проще запомнить и узнать, например, в результатах выдачи поисковой системы: 2ip.ru или 178.63.151.224.? Даю голову на отсечение, что, прочитав 178.63.151.224. двумя абзацами выше в тексте – вы просто пробежали его глазами, даже не попытавшись запомнить. А ведь это один и тот же адрес! («Двойка» в адресе 2ip.ru в данном случае используется, как буква, и никакого отношения к цифровой IP-нумерации не имеет)

Что интересно, «подмена» цифр буквами для лучшего запоминания была придумана задолго до появления Интернета. Как это было?

У кого еще сохранился (или кто помнит) кнопочный телефон — знает, что на клавишах цифры продублированы несколькими буквами. Логично, мы думаем, что это для того, чтобы набирать смс: нажал один раз, получил «а», нажал два раза – получил «б», и так далее. Одной из причин моего перехода на ранние смартфоны и было бегство от этого ужасного метода набора текста, но сейчас не об этом.

Ок, тогда вопрос: а зачем тогда буквы на старых дисковых телефонах, когда никаких смс не было и в помине?

Старый кнопочный телефон с алфавитом

Здесь есть два варианта: условно «московский», когда до 1968 года московские номера могли выглядеть вот так: К5 33 36, и условно «американский», когда для удобства запоминания цифры, наоборот, подменяли (да и сейчас это делают) буквами.

Например, номер «горячей линии» компании Apple выглядит вот так: 1-800-MY-APPLE. Отлично запоминается, не правда ли? Гораздо лучше, чем 1-800-69-2663. Вот второй принцип и был положен в основу доменной буквенной адресации Интернета, только теперь цифры не «кодируются» определенным ограниченным набором букв (1 – это A, B, C, и никак иначе), а сопоставляется в огромных базах данных так называемых «Серверов Имен» (Name Server, NS), иерархически объединенных в Систему Доменных Имен (Domain Name System, DNS). То есть, в нашем случае адресу 2ip.ru в этой системе соответствует запись 178.63.151.224.

Регистратор доменных имен. DNS-записи

Поскольку буквенные (доменные) имена сайтов должны быть тоже уникальны — 2ip.ru должно приводить именно на этот сайт, и никто другой не может дать своему сайту имя 2ip.ru, — то возникает логичная потребность, чтобы кто-то за этим следил, «раздавал» доменные имена и «прописывал» в базах данных соответствие буквенного адреса цифровому.

Существуют специальные организации, с очень сложной иерархической структурой, в которую мы не будем здесь вникать, так называемые «регистраторы доменных имен». Набрав в поисковой системе запрос «купить домен» — вы легко попадете на исчерпывающий список регистраторов в своем регионе.

Оплатив регистратору определенную сумму за домен, вы становитесь его полноправным собственником, и можете указать в специальном разделе «редактирование DNS-записей» нужные вам параметры, которые и приведут пользователя на ваш сайт. Эти данные по сложной, как мы уже сказали, иерархии, передаются на так называемые DNS-сервера, и общее обновление по всему миру проходит где-то от 3 до 72 часов.

То есть, если вы приобрели домен и внесли DNS-записи — ваш сайт появится в Сети не сразу, а через какое-то время. Терпение!

Ок, с адресами мы разобрались, но вопрос стоял в том числе и «что такое сайт?» Куда именно мы попадаем, набрав буквенный адрес, который затем, как мы выяснили — преображается в цифровой? Но сначала попробуем разобраться, что же на самом деле представляет из себя сайт.

Фронтэнд и бэкэнд

Видимая часть сайта, она же фронтэнд — это то, что мы видим у себя на экране, ради чего посещаем сайт, и ради чего сайты и разрабатываются. Мы получаем информацию, услуги, даже покупаем целиком реальные вещи — и все это красиво, удобно, содержательно и быстро.

Те, кто по своей работе сталкивается с задачей наполнения своего сайта информацией, знают, что есть еще «админка» — административная часть сайта, служащая для его наполнения и управления. Но это еще не «обратная сторона», не «бэкэнд».

Сайт — это набор довольно сложных файлов, содержащих коды разметки, исполняемые коды, тексты, картинки, фотографии и пр., все то, что обеспечивает работу сайта именно такой, какой мы ее видим на «фронтэнде», на экране своего компьютера или телефона.

Этих файлов очень много, они занимают часто довольно приличный физический объем, а значит, где-то должны находится физически. И при этом быть доступны круглосуточно, отовсюду, мгновенно (с наивысшей возможной скоростью), еще и обрабатывать наши запросы, нажатия кнопок, стрелок и так далее.

Так что же находится за этими таинственными фантастическими цифрами 178.63.151.224. и где «обитают» файлы сайта 2ip.ru?

Хостинг. Подземный мир Интернета

Причем это не такое уж образное выражение: поскольку для физического хранения миллиардов файлов нужны огромные объемы дискового пространства, а для быстрой обработки данных — мощные сервера, то все это изрядно греется в результате работы. Главные затраты дата-центров (мест физического расположения файлов сайтов) идут (кроме собственно оборудования) — именно на охлаждение и работу кондиционеров. Поэтому, целиком логично — наметились тенденция к размещению крупных дата-центров под землей. Хотя такой экзотики еще, конечно, мало, и большинство хостингов находятся в обычных зданиях.

Покупая хостинг (дисковое пространство и время работы сервера) у хостинг-провайдера, вы покупаете частичку места и мощности где-то среди миллионов таких же пользователей. Хостинг-провайдеры часто совмещают услуги хостинга и регистратора имен.

Таким образом, мы получаем замкнутую цепочку:

  1. Физически файлы сайта находятся у хостинг-провайдера в дата-центре.
  2. Регистратор доменного имени продает вам набор букв, которые и будут доменным именем вашего сайта.
  3. В DNS-записях доменного имени стоит сопоставление вашего домена физическому адресу расположения файлов сайта.
  4. Посетитель сайта, вводя домен в адресную строку – получает данные с серверов дата-центра, а его запросы там же и обрабатываются.

На самом деле все это устроено намного сложнее и с большими уровнями иерархии, доступа, защиты, резервного копирования, переадресаций и прочих технических подробностей, но общая упрощенная схема от вашего экрана до собственно сайта — приблизительно такова.

Поделиться
Класснуть