Мы используем на нашем сайте файлы cookie, чтобы сделать пользование нашим веб-сайтом удобнее а также рекламу более интересной и подходящей для вас.

Большой брат в действии: кто и как за нами следит?

9727 07.09.2018
Поделиться
Класснуть
Плюсануть

Большой брат в действии: кто и как за нами следит?

Как только вы вошли в интернет с любого устройства (от стационарного компьютера до мобильного телефона), за вами сразу же начинают следить. И это не паранойя. Просто констатация факта.

Иногда подобная тотальная слежка идет вам же на пользу, но чаще всего используется различными коммерческими и государственными структурами, чтобы получить максимум сведений о вас. В самом плохом варианте накопленные данные могут попасть и в открытый доступ.

    

Давайте разберем подробно: кто и как за нами следит, как используется информация и можно ли от этого защититься?

Ищи, кому выгодно

Многие пользователи уже привыкли, что стоит только что-то поискать через поисковики, как тут же вас начинает буквально преследовать реклама того или иного товара. Даже если вы всего лишь искали красивый цветочный горшок для своей бабушки.

Так кого же интересуют ваши личные данные? В первую очередь – поисковые системы: Яндекс, Гугл и пр. Они, в свою очередь, передают ее интернет-магазинам, банкам, государственным учреждениям, агентствам, которые продают рекламу в Сети и прочее, прочее, прочее. Список можно продолжать очень долго. Проверить этот факт очень просто – проведите эксперимент на нашей странице Отслеживание пользователей.

Накопленная информация из поисковых запросов, аккаунтов в социальных сетях, почтовых ящиков и так далее позволяют делать рекламу персонализированной. То есть предлагать именно то, что вам нужно сейчас. Это повышает шансы для коммерческих организаций что-либо вам продать. Если вы интересуетесь свадебными платьями – предложат обручальные кольца и услуги тамады, а если ждете ребенка – коляску, игрушки и детскую одежду.

Глубина собранной информации может просто поразить неподготовленного пользователя. Зайдите, например, на сайт myTarget от Mail.Ru Group и посмотрите, по какому количеству признаков можно настроить рекламу во ВКонтакте или в Одноклассниках.

Кто собирает о вас информацию?

Тотальная слежка начинается прямо с той секунды, когда вы еще только открыли свой интернет-браузер. Или продолжается безостановочно, если не закрыли его с момента последнего посещения.

Вездесущий Google

На текущий момент именно Google обладает самым развернутым арсеналом по отслеживанию вашей жизни в сети и реальном мире. Помимо уже описанного выше сбора данных во время использования поисковика, Google копит сведения о вас по следующим направлениям:

  • Где и когда вы бываете. Да-да. Буквально каждый ваш шаг, если вы ходите пешком, любая поездка на автомобиле или на городском автобусе, посещение кинотеатра или кафе и пр. Если у вас есть аккаунт в Google – все это можно посмотреть здесь. Например, мои вчерашние перемещения по городу Красноярску выглядят вот так:

    Контроль за перемещениями

    Google даже знает, сколько времени было потрачено на общественный транспорт, а сколько - на прогулки на своих двоих:

    Контроль за перемещениями

  • Контроль за активностью онлайн. Сведения о посещенных сайтах и просмотренных роликах можно посмотреть тут.

    Контроль за активностью онлайн

  • Скачанные и используемые приложения. Игрушки, мессенджеры, календари и так далее. Все это – здесь.

    Контроль за скачанными приложениями

Отдельный раздел посвящен персонализации рекламы, где накапливаются ваши предпочтения для создания так называемой таргетированной рекламы, то есть «бьющей прямо в цель». Вам еще несколько дней будут предлагать купить красивые керамические горшки, даже если подарок бабушке уже приобретен. Посмотреть свой профиль потенциального покупателя и отредактировать его можно тут.

Еще есть разделы о YouTube и Facebook. Но действительно полезным для вас лично в случае потери мобильника или тотальной гибели компьютера может быть раздел с архивными данными Takeout, где можно найти свои закладки в браузере, используемые электронные адреса, контакты, фотографии с мобильных устройств, календарь, музыка и многое другое. Все это хранится здесь.

И Яндекс туда же

Чуть с меньшим размахом, но аналогично действует и наш отечественный Яндекс. Ему тоже нужно зарабатывать на рекламе и продвижении сайтов. До 2012 года он делал это при помощи сервиса Яндекс.Бар, который потом переименовали в Элементы.Яндекс.

Именно он накапливает информацию о каждом запуске браузера, о месте, из которого вы вышли в Сеть (в том числе ваш город и IP-адрес) и других поведенческих факторах. Причем информация хранится Яндексом на протяжении 10 лет!

При этом не имеет никакого значения, что днем вы заходили в интернет с рабочего компьютера и смартфона, а вечером – с собственного ноутбука. Современные методы слежки уже давно освоили способы идентификации вас по используемому почтовому ящику или социальным сетям.

На нашем сайте вы можете опробовать сервис под названием Телепат, который покажет ваши интересы в Сети вне зависимости от вида используемого устройства (с компьютера ли вы зайдете или с мобильного телефона – неважно).

Телепат

PLUSO

Активный рост интернет-магазинов и других коммерческих сайтов привел к появлению специальных сервисов для разработчиков. Например, сайт PLUSO предоставил возможность быстро создавать и вставлять на сайт кнопки социальных сетей. Удобно? Удобно.

Подвох оказался в одном – подключаемый скрипт полностью контролируется самой компанией и может совершенно спокойно использоваться для внедрения любой другой программы. Что и произошло. Накопив определенный объем клиентов, PLUSO стали зарабатывать на продаже информации о посетителях сайтов своих клиентов.

Как все это происходит?

Поисковики и другие сервисы, собирающие ваши персональные данные, в первую очередь анализируют cookies, которые накапливаются по мере посещения каждого сайта и каждой из его страниц. Отдельные сервисы могут одновременно сохранять до 1 миллиарда cookies.

Удалить их можно вручную в любом из браузеров или же через специальные разделы в антивирусных программах. Не будем здесь приводить конкретные методики – их легко найти в Сети (подобрать именно для вашего браузера).

Парсинг

Однако и в отсутствии доступа к cookies, слежка будет продолжаться. Продвинутые программисты направо и налево пишут специальные программы для так называемого парсинга – сбора информации при помощи ботов. Такой способ рассчитан на анализ социальных сетей, комментариев на сайтах и форумах, геометок и пр. Услуги подобных ботов активно продаются: любой желающий может составить свою базу по определенным параметрам. Например, перечень незамужних девушек до 30 лет, день рожденья которых выпадает на следующий месяц.

Еще одним источником для получения персональных данных длительное время были операторы стационарной и мобильной связи. Они вполне официально продавали сводный интернет-траффик своих пользователей (по незащищенным соединениям). Однако с 2015 года подобный вид заработка для них был запрещен Роскомнадзором.

Wi-Fi

Даже просто прогуливаясь по городу или сидя в кафе вы продолжаете быть объектом слежки. Происходит это в том случае, если у вас установлен автоматический поиск и подключение к бесплатным точкам Wi-Fi. Роутеры кафе и магазинов фиксируют идентификатор вашего телефона, даже если вы к нему еще не подключились. А значит – менеджер ресторана или элитного бутика может точно определить, кто именно к ним зашел, сколько времени провел и было ли это откликом на ранее показанный рекламный ролик.

Big Data – уходим в область фантастики

Прорыв в области сбора и обработки информации случился после появления инструментов и методов обработки данных под общим названием Big Data. Эти информационные технологии позволяют анализировать немыслимые ранее объемы текстов, фото и видео для определенных целей.

Например, уже существуют и пользуются популярностью сервисы, которые позволяют по фотографии, сделанной на телефон, опознать сидящего напротив вас в метро или кафе незнакомого человека. Можно узнать не только имя, но и возраст, телефон, увлечения и так далее. В общем все, чем этот конкретный индивид поделился в интернете.

Подобные программы разрабатываются как государственными структурами и бизнесом, так и частными энтузиастами. В выгоде остаются все: как разработчики, так и их заказчики. Востребованность технологий на основе Big Data постоянно растет, поэтому совершенствуются методики распознавания голоса, отпечатков пальцев, сетчатки глаз...

При этом использовать современные технологии могут не только в благих целях (например, поиск террористов и преступников по потоку из камер видеонаблюдения). Так, стоящий за вашей спиной у банкомата человек в очках дополненной реальности может дома легко восстановить по записи из видео ваш персональный пин-код. А налоговая служба может начать интересоваться источниками ваших доходов, если проанализирует и сочтет слишком высокими ваши траты в магазинах и ресторанах.

В России на основе данных Big Data уже с 2019 года планируют запустить персональный кредитный рейтинг, а в Китае уже активно тестируется система социального рейтинга граждан (учитывающая множество показателей: от своевременности оплаты счетов до активности в социальных сетях). Каждый день появляются все более совершенные технологии, которые еще недавно мы считали фантастикой и удивлялись им, наслаждаясь голливудскими фильмами. Например, сейчас часто вспоминают фильм «Особое мнение», где скрывающегося героя (Том Круз) заваливают персональными предложениями в торговом центре, едва только он туда зашел. Аналогичные методики уже внедряют продвинутые бутики в России: по камерам видеонаблюдения происходит идентификация посетителя и продавец может обратиться к вам по имени, взглянуть на недавние покупки или предложить вам что-то из новинок.

Что же с этим всем делать?

Если после прочтения статьи у вас появилось желание больше никогда не выходить в Сеть из своего дома, не пользоваться бесплатным Wi-Fi или вовсе достать из шкафа старый кнопочный телефон – можем сказать сразу, что все это не поможет.

Сейчас даже сотовые операторы способны определить ваше местонахождение с точностью до нескольких метров, а камеры видеонаблюдения мгновенно анализировать фотографии в интернете, даже если они были размещены там много лет назад. И вся эта информация может продаваться и покупаться. Зная, кто и как собирает о вас информацию, вы можете частично влиять на ее количество и качество.

Что можно сделать:

  1. Регулярно удалять все cookies в ручном режиме или же активировать в своем браузере режим «инкогнито». С телефона это сделать сложнее, так как пока подобный сервис реализован только в виде пробных версий для узкого круга браузеров.
  2. Использовать при серфинге и общении в интернете специальные программы: анонимайзеры и прокси. Это потребует времени на настройку и может привести к замедлению работы приложений и загрузки сайтов, а также ограничит возможности по скачиванию и открытию файлов. Адреса подобный прокси-сервисов регулярно блокируют и в этом случае всю процедуру придется пройти заново.
  3. Настройте в Google параметры конфиденциальности: перейдите в раздел «Данные и персонализация» – «Отслеживание действий», отключите «Историю приложений и поиска», «Историю местоположений» и любой другой раздел из списка. Также можно внести корректировки в раздел «Настройки рекламных предпочтений».

Но не стоит питать иллюзий: полностью избавиться от тотальной слежки сейчас практически невозможно. Если только лишить себя абсолютно всех достижений цивилизации, уйти в тайгу и надеть шапочку из фольги! ☺

Поделиться
Класснуть
Плюсануть